Онлайн-выставка «Я ЕСТЬ»
0+
Наташа Ворончихина, известная в instagram как @frauseele, рисует не только еду. Но ее банки с огурцами, жестянки с томатной пастой, свекла и помидоры написаны так легко и так привлекательны, что кажутся приглашением в живой, чистый и наполненный радостью мир автора. Что особенно важно сейчас – этот мир выглядит целым и целостным, неподвластным многочисленными коррозиями и разломам последнего времени.

Художница придумала для своего инстаграма проект #365 как способ встроить рисование в повседневность, делать это регулярно и в любом настроении. Рисовать каждый день, не всегда имея возможность оторваться при этом от обычных каждодневных дел, иногда неудобно, но в каком-то смысле это выливается в метод, полевое исследование простых вещей, способность видеть их – даже не красоту – характер, обаяние.

Все, что попадает в скетчбук или на холст, не только имеет непосредственное отношение к жизни автора, но и недолговечно, мимолетно. Никаких постановочных натюрмортов, пластиковых фруктов и пыльных ваз. Важно успеть уловить красоту яблока, которое вот-вот съедят. Но в этом нет никакой драмы, скорее – симпатия к каждой виноградинке и спокойное понимание ее временности. И настоящее умение любить эту временность и любоваться ею. Это принятие нестойкости жизни – без консервантов.

В конце 2021 года в галерее пройдет групповая выставка «Передай соль!» о еде в современном искусстве, и этот онлайн-проект – эпиграф к ней.

Marysya Zlobek, куратор
Marysya Zlobek: Ваш инстаграм называется «Дневник художника». Дневники набрали популярность в начале пандемии, многие художники начали с энтузиазмом углубляться в повседневность – просто потому, что кроме нее ничего и не осталось. Оказалось, это может быть интересным, вопрос в том, что ведет дневник, чьими глазами мы смотрим на бытовые вещи. Но у вас своя история. Расскажите про хэштег #365 и его роль в вашей жизни!

Наташа Ворончихина: «Дневник художника» получился совершенно случайно. Я находилась в тупике, не понимала, что мне интересно рисовать, и практически ничего не делала. Тогда я подумала, что могу каждый день задавать себе вопросы: а что я хочу сегодня нарисовать? Что в моих силах сделать? Что мне интересно? Решила, что рисовать одну картинку в день – это в моих силах. Завела отдельную страницу в инстаграм, чтобы посмотреть на себя со стороны. Хэштег #365 и ежедневное рисование – это исследование самой себя, своих интересов, возможностей, процесса, принятия себя в любых настроениях. Способ включить рисование в повседневность и сделать это органично и комфортно; способ увидеть красоту в простых вещах.
Marysya Zlobek: Как вы пришли в искусство, в какой момент поняли, что хотите этим заниматься?

Наташа Ворончихина: Сначала была детская художественная школа, затем художественное училище по специальности «Станковая живопись». Между ними – большой временной промежуток, 11 лет.

Родители были против профессии художника. И после школы я выбрала «серьезную профессию», но не проработала по ней ни дня после окончания университета.

Я помню, как однажды мы ехали с мужем в машине, и он меня спросил: «Чем бы ты хотела заниматься, если была бы возможность выбирать сейчас, несмотря ни на какие "но"?» Я ответила: «Рисовать, это приносит мне радость». В дальнейшем он поддержал мое решение продолжить художественное образование, и я поступила в училище.
Marysya Zlobek: Где обычно можно увидеть ваши работы в реальной жизни? Расскажите про выставки, в которых вы участвовали.

Наташа Ворончихина: Я начала выставляться в 2019 году. Две выставки (групповые) прошли в региональном отделении Союза художников, и еще была пара небольших выставок.

За 2020 год я не участвовала ни в одной выставке, хотя случались интересные приглашения. С началом пандемии я решила ничего не планировать и больше погрузиться в процесс. Получается, что на данный момент мои работы можно увидеть только в моей домашней мастерской.
Marysya Zlobek: Поскольку наш проект отчасти не только про художников, но и про города, где они живут, хочется спросить вас о Екатеринбурге. Вы родились в этом городе? Что в нем вам нравится, а что мешает? Куда бы вы посоветовали обязательно сходить тому, что окажется в городе впервые?

Наташа Ворончихина: Я родилась в маленьком городке недалеко от Екатерибурга. Приехала учиться и живу здесь уже пятнадцать лет.

Екатеринбург очень компактный город-миллионник, комфортный для жизни. В 2019 году, когда была золотая осень, я несколько дней просто гуляла по городу и рисовала его в скетчбуке. Весной 2020 года получилась небольшая серия работ про город Е.

Мне кажется, в нем мало парков, и тому, кто приедет в Екатеринбург впервые, я бы посоветовала прогуляться по центру и уехать за пределы города, посмотреть природу Урала (порог Ревун, например).
Marysya Zlobek: Вы очень продуктивный автор. Это дается вам легко или требует осознанных усилий, какой-то программы, плана действий?
Наташа Ворончихина: Спасибо, мне это приятно слышать. Но я часто переживаю, что недостаточно продуктивна, что могла бы делать больше. Выйти на бОльший формат или вернуться к маслу, например.

Это иногда легко, а иногда требует осознанных усилий. Иногда я думаю, что у меня нет никакого настроения рисовать, но когда начинаю, все меняется. Это стало неотделимой частью моей жизни, моим способом радоваться ей и видеть прекрасные моменты.
Marysya Zlobek: У вас много работ на тему еды. И хотя довольно искусственно отделять их от общего корпуса тем, все же почему еда? Это результат прямого воздействия визуального обаяния свеклы или помидоров на художника или за этим стоит какая-то идея, исследование, интерес особого рода? Или, может быть, еда – это просто часть повседневности, и работа с этой темой – часть художественного дневника?

Наташа Ворончихина: Возможно, потому что я люблю поесть, а может потому что на кухне очень удобный диван ????

Мне кажется, что я очень устала от постановочных натюрмортов академического образования и от этих пыльных чайников, пластиковых фруктов, в которых совершенно нет жизни. От неестественности тех постановок. Виноград на моей кухне пролежит пару дней, и нужно успеть уловить эту красоту, успеть нарисовать до того, как его съедят. А пластмассовые фрукты в училище будут еще как минимум пятьдесят лет лежать. Мне стало важно рисовать предметы в их естественной среде обитания, видеть случайные натюрморты. Тогда натюрморт будет живым. Вещи живут, пока ими пользуются.

Да, еда – это часть повседневности, в особенности моей, потому что в семье готовлю в основном я. Я часто рисую, пока у меня варится суп :-) Это два процесса, которые можно совместить.
Marysya Zlobek: Каких художников вы любите? Интересно и про известных, но больше про тех, кого широкая публика не знает (возможно, пока).

Наташа Ворончихина: Эгон Шиле, Хокни (не могу его не назвать, ведь он нарисовал почти все!), Сол Стейнберг.

Недавно для себя я открыла Хорста Янсена, Авигдора Ариха, Ричарда Дибенкорна.
Marysya Zlobek: Есть немало желающих купить ваши работы. Вы можете предположить, какую купят быстро, а какая (несмотря на всю свою прелесть) может долго ждать покупателя?

Наташа Ворончихина: Нет, я не имею об этом представления. И если я буду об этом задумываться, то перестану рисовать вовсе. Я отношусь к продаже работ как к обмену ресурсом. Покупатели получают эстетическое удовольствие, а я имею возможность покупать материалы, выходить на новый уровень и рисовать то, что мне интересно. И я им за это очень благодарна.
Marysya Zlobek: Если бы вам предложили персональную выставку в любом музее мира на выбор, какой бы это был музей?

Наташа Ворончихина: Tate. Возможно, потому, что мне очень хочется увидеть Лондон.
Marysya Zlobek: Если бы вам предложили персональную выставку в любом музее мира на выбор, какой бы это был музей?

Наташа Ворончихина: Tate. Возможно, потому, что мне очень хочется увидеть Лондон.
Яндекс.Метрика
Также смотрите